Mr. Mingan (mingan) wrote,
Mr. Mingan
mingan

Categories:

Зачем копирастам миф о пиратстве?

Оригинал взят у skripnikov в Зачем копирастам миф о пиратстве?
Послушав дискуссию Александра Акопова и Антона Меркурова на Эхе, я победил-таки в неравной борьбе свою лень и взялся написать большой пост в тему. Снова про копирастов. Побудило меня на это вот что. Александр в эфире решительно предсказал, что через несколько лет легальная индустрия контента победит пиратов. Откроет свои легальные ресурсы, где будет море контента – и вытеснит всех прохиндеев. Боюсь, это лишь пустые мечты. Размышляя последнее время над пассивностью мэйджоров, я понял, почему им выгодно пиратство в так называемых странах «третьего мира», куда они относят, по-видимому, и Россию.

Начну с того, что в конкурентной борьбе в высокотехнологичных индустриях огромную роль играет фактор развития инфраструктуры на той или иной стороне, а инфраструктура распространения в свою очередь определяет мощь эффекта сети, которым могут пользоваться конкурирующие стороны в ходе своих боевых действий. Не буду приводить здесь избитые примеры вроде исходов борьбы разных технологий, все они и так хорошо известны. Да, говоря «инфраструктура», я подразумеваю в самом широком смысле каналы распространения контента, созданные той или иной стороной.

Так вот, на наших глазах мэйджоры все последние ...цать лет из последних сил игнорировали и продолжают игнорировать вопрос инфраструктуры, полагаясь на уже существующие, допотопные каналы и кладя огромный болт на каналы современные, инновационные. Не везде, оговорюсь, но в странах «третьего мира» - точно. Зачем это было нужно?

Последний пример, который нам приходится наблюдать, это HD-контент, рынок которого в России сейчас почти тотально «пиратизирован». Что мы здесь имеем?

Во-первых, диски блю-рей.

А. Количество доступных тайтлов крайне невелико, быть может, это несколько сотен наименований, причем, в рознице в любой момент времени можно найти от силы несколько десятков. Что характерно, мэйджоры умудрились снова повторить свою идиотскую ошибку с региональной защитой, так что в результате обеспеченная прослойка пользователей, знающих иностранные языки, все равно не может проигрывать на своих плеерах зарубежные издания. Редкого идиотизма было принято решение. Ну, и наконец, сроки выхода: мэйджоры все еще живут временами, когда из Америки в Расею морским да тележным путем ехать было чуть ли не полгода. Наивно и нелепо думать, что выпущенный где-либо релиз не окажется, благодаря Мировой сети, через пару часов в любой точке мира.

Б. Ценовая политика зашкаливает по уровню цинизма. В стране, где уровень доходов в разы ниже, чем в западных странах, цены на диски в 2-4 раза выше – не на оригинальные, а на локальные издания. Вот характерный пример «Властелина колец»: в США коллекционное издание из трех дисков доступно за 60 баксов, в России – один самый обычный примитивный диск стоит дороже 50 долларов. Конечно, люди обеспеченные могут себе позволить заплатить и дороже, но ошибка - считать их идиотами. Те, кто смог заработать на корку хлеба с икрой, люди далеко не глупые – и деньги считать умеют подчас получше нашего. Переплачивать многие из них не привыкли, вместе с достатком нередко приходит и куда более явное скряжество.

В. Качество изданий. Наибольнейшая тема. Любой толковый специалист, который хоть чуток приобщился к сакральному маркетинговому знанию современности, знает, что сегмент пользователей-первопроходцев – это сегмент завышенных требований к продукту. Пионеры готовы отдавать свою любовь продукту, вместе с деньгами, но и требуют от него повышенного внимания к себе. Издатели, судя по всему, полагают, что всем накласть и пипл должен хавать. Начнем со звука. Здесь проявляется потрясающий уровень мэйджорского цинизма: в одном лагере сидят люди, еще совсем недавно обливающие помоями стандарт mp3 в сравнении с CD и одновременно выпускающие DVD и блюрей диски со звуком AC3 с битрейтом 384 кбит/сек, где на одну дорожку приходится меньше 100 кбит. И еще рекламирующие свои издания как удивительно меняющие восприятие домашнего кинотеатра. Уверяю вас, разницу там ощутит даже полуглухой, стоит ему поставить для сравнения оригинальную дорожку и русскую. Далее, картинка. Еще одна невеселая история: в российских изданиях «мыльность», зернистость, пиксельность картинки подчас существенно выше, чем у оригинала. Последний характерный пример – крайне низкое качество видео в релизе «Острова проклятых», по итогам которого армия потребителей легального, подчеркну – легального, кино на блюреях даже писала народное письмо издателю диска. И даже с оформлением у нас дела обстоят так себе. От качества полиграфии до толщины буклетов.

Во-вторых, доступ к HD-телевидению. Недавно вот был круглый стол Комнюса по IPTV, где среди прочего обсуждали и эту тему. Ситуация здесь крайне грустная. Количество HD-каналов в России сегодня крайне невелико, их около десяти плюс-минус пара штук. В то время как в Британии или США еще в прошлом году было более ста различных каналов. Да и что у нас за каналы? Рыбки плавают в пруду, немного путешествий, типа мода – телки топчутся по подиумам, музычка всякая, и несколько каналов, где зацикленно крутятся целыми днями по три фильма двухлетней давности. При этом у нас практически отсутствуют такие сильные фенечки (кроме как у «Билайна») как поставить передачу на запись, отложить просмотр и так далее. Производители контента против - да, боятся тиражирования. Далее, у нас практически отсутствует предложение HD-видео на заказ. Ну и наконец, то, что есть, у нас не самого лучшего качества. На том же самом круглом столе руководитель одного из провайдеров рассказал мне, что HD-каналы от НТВ-плюс на нормальном экране смотрятся откровенно так себе, битрейт там не более 5-6 мбит. Сами можете судить, достаточно ли это для HD-вещания (на многих трэкерах для видео даже 1080i стандартом признано кодировать фильмы не менее чем в 7-8, а то и 10 мбит – и это в H.264 AVC)

Но свято место, как известно, пусто не бывает. В отсутствие легального рынка сейчас активно формируется нелегальный, торрентовский. В результате, формируется мощная инфраструктура распространения нелегального HD-контента. Замечу, что при наличии легальной альтернативы эта самая инфраструктура была бы СУЩЕСТВЕННО, ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше. И в этом заключается ключевой просос мэйджоров, они снова положили болт на рынок, объясняя это тем, что якобы в будущем, быть может, тра-ля-ля, мы рассматриваем возможности, оцениваем бизнес-кейсы и т.п.

Смотрите. Кодирование HD-видео даже сегодня задачка не из простых, а с пару лет назад, когда инфраструктура только начала формироваться, это было и вовсе дело замороченное. Требуется мощный компьютер, требуется наличие недешевого BD-драйва, нужно серьезное хранилище данных (а большие винчестеры еще год назад были ой как недешевы), наконец, не обойтись без хорошего образования, знания технологий и языков. Ну, и не секрет, что требуется высочайший энтузиазм и время со стороны людей, чтобы разбираться во всей этой мутотени. Моя гипотеза, что среди пионеров HD была крайне велика доля обеспеченных, скажем так, людей. Даже довольно обеспеченных.

И вот эти люди стали копаться в первых HD-релизах, учиться их кодировать, навешивать туда русские дорожки, альтернативные озвучки (а ведь кто-то их еще и делал), выкладывать все это в сеть и поддерживать круглосуточные раздачи на больших скоростях. Стала возникать инфраструктура распространения. Будь этих людей совсем мало, имей они альтернативу, быть может, они бы и забили заморачиваться. Но случилось иначе. На них положили болт. И снежный ком стал набирать скорость. Возник спрос на медиаплееры, на большие винчестеры, производители ринулись на этот рынок, а рост масштаба в «железной» индустрии спровоцировал падение цен, что привело к еще большему спросу на «железо». Заинтересовались этой темы и большие ритейлеры.

И вот, сегодня на полках рядовых магазинов электроники лежит почти десяток разных моделей медиаплееров с поддержкой всех возможных форматов, с простым подключением, и еще больше моделей винчестеров. Кому нужны внешние хранилища на один-два терабайта? Ну да, найдется сколько-то фанатов зеркалок и мощных мыльниц, которым некуда класть их библиотеки фоток. Но остальные-то покупают все эти терабайтные винты для кино и музыки! А между тем в России даже не продается сейчас столько легальных кино и музыки, чтобы забить хотя бы один такой винт.

Итак, возникает растущая инфраструктура распространения нелегального контента. От трэкеров и раздач на высокой скорости до больших экранов, плееров и хранилищ данных. И вот издатели сейчас сидят и думают, что они смогут ее побороть, а потом выйти на этот рынок сами. Первая ошибка заключается в том, что в вопросе «курица или яйцо», как его озвучил Акопов, они неверно понимают присущие рынку закономерности. Победить нелегальщину невозможно, не предложив рынку прежде достойную альтернативу. Да, можно, наверное, построить систему аля оруэлловский мир «1984». Но никак иначе, закрыть все не получится, трафик торрентов уже сейчас можно шифровать, к примеру. И это только начало. Вторая ошибка заключается в том, что издатели и производители контента полагают, будто время выхода на рынок не имеет значения. Еще как имеет. Конкурировать с инфраструктурой нелегального распространения, когда она практически стала массовой, будет крайне тяжело. Почти невозможно. Этот урок, кстати, можно было выучить еще давно: ведь инфраструктура распространения легальных дисков до сих пор уныло курит в сравнении с пиратской. Несмотря на низкие цены, несмотря на все усилия антипиратов. Припозднились, однако.

А вот и вывод. Все это неспроста. В смысле, все эти закидывания болтов. Посмотрите на США, Японию и Западную Европу: это основные рынки сбыта медиапродукции – и здесь пацаны суетятся так, как будто их жопу безжалостно поджаривают воскресным вечером на семейном барбекю. Они снижают цены на носители (недавно снова снизили на CD, так что теперь у нас упрощенная кириллика стоит почти столько же, сколько «фирма» на Западе), они рекламируются, идут рассказывать о себе на интернет-конференции и в журналы типа «вайред», они готовы даже идти на сделки с передовыми ребятами вроде Pandora, Spotify, Hulu, Netflix и так далее. Они даже создают инновационные поздразделения, которые, возможно, примирят их бизнес-модели с пиринговыми сетями и провайдерами. Но на рынки стран «третьего мира» им насрать. Почему?

А все очень просто. Все эти большие-большие конторы ежеквартально должны, причмокивая, вылизывать жопы акционеров, инвесторов и финансовых аналитиков. А те ребята очень серьезные, они хотят роста котировок, потому что акции дорожают только на перспективах и падают, когда последних нет. И вот эти ребята очень хотят, буквально требуют роста на развивающихся рынках. А мэйджорам очень не хочется отрывать свои толстые попы от стула, поэтому они сделали гениальную находку. Они нашли перспективу, которую невозможно реализовать на практике. И назвали ее пиратством. Теперь можно, совершенно не напрягаясь, показывать феерические цифры «упущенных доходов» (умножая число закачек на стоимость диска или похода в кино), но при этом ничего не делать и, многозначительно и с печалью опуская глаза, говорить: ну что вы хотите, дикие страны, пиратство там – 90%. Стоит им снизить цены или пойти навстречу новаторским проектам, как окажется, что весь этот миф о пиратстве и «упущенной выгоде» ровным счетом ничего не стоит. Еще страшнее будет, если инвесторы вдруг осознают, что индустрия записи и производства контента превращается в коммодити и власть снова смещается в руки авторов, исполнителей и систем доставки (от музыкантов, актеров и режиссеров до социальных сетей и прочих интернет-сервисов). Но это вообще кошмарище, о котором пока заикаться даже опасно. Что же касается наших рынков и дутых отчетов о них, здесь все просто. Во-первых, нет и не будет таких феерических продаж, какие рисуются унылой говноаналитикой про «убытки от пиратства». Даже если победить всех пиратов. Во-вторых, окажется, что строить конкурирующую инфраструктуру, когда ты уже положил на нее болт, и конкуренты набрали эффект масштаба, дело непростое и требующее адских денег и трудозатрат. В-третьих, окажется, что конкурировать по качеству – компетенция довольно дорогостоящая и головоломная. И как следствие всех этих и многих других факторов, могут полететь головы – и все насиженные теплые кожаные креслица придется оставить, и морозить жопы на жестких стульях как обычный офисный планктон, менеджером по продаже турпутевок или закупке канцелярии в офис. Вот поэтому нас и кормят страшным мифом о пиратстве, при этом ничего толком не делая. Аминь.
Tags: Социум, Статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments